Как приучить первоклассника к режиму

Режим дня для ребенка должен быть четко подобран в соответствии с его возрастом, увлечениями. Выполняя ежедневно одни и те же действия, у ребенка выработается привычка, и он сам будет следовать расписанию, без напоминаний, что положительно скажется на его организованности и чувстве ответственности. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

 Основные составляющие рационального режима дня для школьника:

  1. Зарядка
  • зарядку желательно проводить после пробуждения на свежем воздухе, но подойдет и хорошо проветриваемая комната;
  • зарядка должна проводиться правильно, на все группы мышц, начиная с разминки шеи, рук, плечевого пояса, постепенно спускаясь вниз и заканчивая упражнениями для ног;
  • закончить зарядку можно упражнениями на брюшной пресс, растяжкой, затем бегом и прыжками;
  • длительность зарядки должна соответствовать возрасту школьника и колебаться от 10 до 30 минут;
  • сложность упражнений и их количество можно увеличивать постепенно вместе с взрослением ребенка. 
  1. Утреннее умывание
  •  приучите своего ребенка принимать душ по утрам, что не только уберет сонливость, а и подготовит школьника к предстоящей нагрузке;
  • объясните ребенку, что после физических упражнений постоянно следует принимать душ, чтобы тело было свежим и чистым;
  • если постепенно снижать температуру воды с 30 до 20 градусов по Цельсию, можно хорошо закалить организма, что является профилактикой от простудных заболеваний;
  • если утренний душ в распорядке не предусмотрен, можно ограничиться умыванием прохладной водой;
  • чистка зубов происходит во время утреннего умывания. 
  1. Завтрак
  •  завтрак должен быть плотным и горячим, он обеспечивает школьнику 25% питания за весь день;
  • есть, ребенок должен в спокойной обстановке, чтобы никто его не подгонял;
  • во время приема пищи запрещается разговаривать и смотреть телевизор, так пища хуже усваивается организмом;
  • питание школьника должно быть разнообразным. 
  1. По дороге в школу и после нее
  • в школу необходимо идти не торопясь, чтобы ребенок мог в это время немного прогуляться;
  • если школьника возят в школу на машине, остановитесь за 10 – 15 минут ходьбы от нее, чтобы утренняя прогулка все же состоялась;
  • после школьных занятий, домой необходимо идти не спеша, прогуливаясь и давая ребенку поделиться с вами тем, что произошло за целый день. 
  1. Занятия в школе
  • во время занятий в школе всегда есть место второму завтраку, который предлагают в школьной столовой;
  • если вам кажется, что вы готовите лучше, не стоит пренебрегать школьной столовой в пользу домашних бутербродов;
  • ребенку не следует питаться сухомяткой, лучше съесть горячую пищу в столовой. 
  1. Обед
  • обед занимает одно из главных мест в питании ребенка, так как 40% калорий принимает организм в это время;
  • обед лучше устраивать с 13-00 до 13-30 дня;
  • обстановка обеда должна быть спокойной;
  • лучше всего, если за обедом собирается вся семья, так ребенку будет проще свыкнуться с режимом дня и придерживаться его. 
  1. Послеобеденный сон
  • многие считают, что современному ребенку не надо отдыхать и уложить спать его невозможно;
  • ребенку всегда необходим час отдыха после школы, это время тишины, когда нет месту книгам, телевизору и компьютеру;
  • необязательно заставлять ребенка спать, он может просто полежать отдохнуть без сна. 
  1. Игры
  • игры в послеобеденное время обязательно должны проходить на свежем воздухе;
  • и зимой, и летом ребенок должен развеяться и поиграть на воздухе, корректировка режима происходит, отталкиваясь от поры года. 
  1. Полдник
  • множество родителей забывают о том, что полдник такой же полезный, как и завтрак, и обед, и давать его необходимо перед тем, как ребенок сядет выполнять домашнее задание. 
  1. Домашнее задание
  • домашнее задание лучше всего готовить с 16-00 до 18-00, в это время биологические циклы организма настроены положительно на работу и коэффициент работоспособности повышен. 
  1. Вечерний отдых
  • после работы над домашним заданием, ребенку полезно прогуляться на свежем воздухе;
  • прогулка немного утомит ребенка, и он будет лучше спать;
  • если вместо прогулки ребенок хочет поиграть в спокойные игры дома, не отказывайте ему в этом. 
  1. Ужин
  • ужин рекомендуется проводить не позже 19-00;
  • если не получалось собрать всю семью за другими приемами пищи, тогда ужин – то время, когда ребенок должен наблюдать всю семью за столом, так он лучше будет воспринимать режим дня, как должное;
  • ужин должен быть не таким плотным, как завтрак и содержать 20% суточной потребности организма в пище. 
  1. Время перед сном и подготовка к нему
  • перед сном необходимо дать ребенку свободные полчаса для чтения книги и другого занятия, которое ему по душе;
  • за 30 минут до сна следует напомнить ребенку, что он должен принять душ, почистить зубы перед сном и сложить личные вещи для школьных занятий на следующий день. 
  1. Сон
  •  школьнику, получающему за день большое количество информации необходимо отдыхать от 9 до 10 с половиной часов в сутки;
  • чтобы ребенок смог приспособиться к режиму дня и легко просыпаться, необходимо приучить его ложиться спать и вставать в одно и то же время суток;
  • комнату школьника перед сном желательно хорошо проветривать, даже в зимнюю пору года;
  • благоприятная температура воздуха для ребенка – 18 градусов Цельсия;
  • прочитайте перед сном ребенку книгу или похвалите его успехи в школе, пусть он засыпает с хорошим настроением;
  • следите, чтобы ребенок не сидел допоздна, иначе недосыпание приводит к хронической усталости и нарушениям психологических функций организма.

 Общие рекомендации

  •  Чтобы правильно распланировать режим дня школьника, необходимо придерживаться нескольких нехитрых советов:
  • Прежде, чем распланировать режим дня, необходимо понаблюдать за тем, сколько времени уходит у ребенка на умывание, дорогу в школу, подготовку домашнего задания и, опираясь на это время, создать благоприятный распорядок на целый день.
  • Помните, что организм каждого ребенка индивидуален, может некоторым детям требуется больше времени на отдых.
  • Не игнорируйте пожелания и поведение своего ребенка. Если он не согласен с каким-либо пунктом режима, объясните ему его правильность и договоритесь о компромиссе.
  • Проводить много времени за компьютером или телевизором не рекомендуется, лучше в свободное время устраивать прогулки с ребенком или записать его в кружки.
  • Ребенка необходимо мотивировать выполнять распорядок дня, объяснить ему, зачем это нужно.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроении, самочувствии и успеваемости.

Информация подготовлена врачом по общей гигиена ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Алексановой А.Г.

Дата: 
08.09.2021

Категория документа: