О неправомерности действий по установлению «минимальной суммы покупки»*

Пункт 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» запрещает обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Положения вышеприведенной нормы Закона  направлены на защиту имущественных интересов потребителя от действий контрагента, обуславливающего приобретение нужного потребителю товара приобретением другого товара, который потребителю не нужен и на приобретение которого потребитель не желал бы нести затраты.

Согласно правовой позиции Роспотребнадзора, установление минимальной обязательной суммы, на которую должна быть совершена покупка (далее – минимальная сумма покупки), при условии, что продавец предлагает к продаже также товары меньшей стоимостью:

во-первых, заведомо предполагает отказ в заключении  договора с потребителем, приобретающим товар на меньшую сумму, что нарушает требования пункта 1 ст. 426 ГК РФ (принцип публичного договора);

во-вторых, обусловливает приобретение дополнительных товаров, в которых потребитель не нуждается, что нарушает п. 2 ст. 16 "Закона о защите прав потребителей", пункт 22 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.

Таким образом, существенное условие договора розничной купли-продажи, также как и порядок (условия) осуществления торговой деятельности, устанавливаемые продавцом, не могут предусматривать обязательную минимальную сумму покупки, исключающую для потребителя возможность приобретения отдельных товаров меньшей стоимости.

За совершение субъектами предпринимательской деятельности вышеописанных противоправных действий установлена административная и гражданско-правовая имущественная ответственность.

 

*Материал подготовлен на основании письма Роспотребнадзора от 26.09.2016 «О пресечении нарушений прав потребителей в связи с установлением минимальной суммы покупки в организациях розничной торговли».