О риск-ориентированном подходе при формировании плана проверок на 2018 год и ориентации Управления на профилактику правонарушений

Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области в течение последних лет проводится целенаправленная работа по оптимизации контрольно-надзорной деятельности и снижению административного давления на бизнес.

Планирование и организация контрольно-надзорной деятельности с 2015 года осуществляется Управлением на основе модели управления рисками.

В порядке, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 года №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области сформирован и утвержден ежегодный план проведения плановых проверок на 2018 год  отношении 362 хозяйствующих субъектов.  В сравнении с 2017 г. общее количество плановых проверок снижено на 11%.

С внедрением риск-ориентированного подхода к планированию контрольно-надзорных мероприятий в структуре плана на 2018 год в соответствии  с классификацией по степени причинения вреда здоровью на объекты категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного и среднего риска приходится более 78,5% проверок.

Наибольшую часть проверок составят субъекты надзора, относящиеся к 4 классу опасности со средним потенциальным риском. Это, в основном объекты воспитания и образования (детские сады и общеобразовательные учреждения), имеющие большое социальное значение.

Ни один из субъектов надзора, отнесенных к 6 классу опасности с низким риском в проект плана проверок на 2018 год не включен.

По видам деятельности основная доля проверок в 2018 году будет сконцентрирована на бюджетных организациях, осуществляющих социально-значимые виды деятельности (образовательные и социальные учреждения, летние оздоровительные учреждения, медицинские организации) и крупных предприятиях по производству пищевых продуктов и промышленности.

В связи с действием в 2016 - 2018 г.г.  «надзорных  каникул» в проект плана не включен ни один субъект малого предпринимательства, за исключением тех, периодичность проверки деятельности которых регламентирована Постановлением Правительства РФ №944 от 23.11.2009 г.

В динамике за последние 10 лет, с начала вступления в действие Федерального закона №294-ФЗ и с внедрением риск-ориентированного подхода, общее количество проверок субъектов надзора, в том числе плановых имеет устойчивую тенденцию к снижению. С 2008 года общее число проверок в среднем снижено в 2,6 раза, а плановых проверок - в 3,5 раза, число проверяемых субъектов сократилось с 1268 до 364. В динамике 5 лет общее число плановых проверок субъектов малого бизнеса сократилось почти в 4 раза. В плане на 2018 год доля таких субъектов составила лишь 11,3% от общего числа проверок. Причем большая часть из них приходится на субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере оказания медицинских услуг.

Также,  с целью минимизации административного воздействия на субъекты хозяйственной деятельности, проверки по контролю исполнения предписаний проводятся в документарной форме в случае, если факт устранения нарушения может быть объективно подтвержденном документированными сведениями. За 11 месяцев 2017 года по названному основанию 75,6% проверок проведено путём документарного контроля, без выхода на объекты. Среднее время проведения проверок по контролю исполнения предписаний сокращено до 14 рабочих дней.

Предприятиям малого бизнеса за нарушения, которые не являются грубыми, выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, за 2017 год выдано около 200 предостережений. Это новая форма профилактической работы с  хозяйствующими субъектами, дающая возможность не допустить либо исправить нарушения без применения административных санкций.

Одним из основных инструментов, направленных на повышение правовой грамотности населения и предпринимательского сообщества, является повышение информационной доступности о деятельности Управления.

Второй год в Управлении успешно реализуется проект День открытых дверей для  предпринимателей. Целью этого проекта является оказание бесплатной консультационной помощи предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса в пределах компетенции Управления. С начала текущего года, включая три «Всероссийских» дня, оказана консультативная помощь 437 представителям бизнес-сообщества.

С 2017 года введен новый формат работы ведомства с предпринимателями «Публичные обсуждения» результатов правоприменительной практики  с приглашением целевой аудитории из числа предпринимателей, представителей общественных организаций и объединений, органов государственной власти региона. Проведено 3 публичных обсуждения, которые посетили более 200 предпринимателей. Записи обсуждений, презентации докладов размещены на сайте Управления.

Продолжено проведение тематических совещаний, «круглых столов»  по актуальным для бизнеса вопросам, в т.ч. по соблюдению требований законодательства в различных  сферах деятельности (розничной продажи товаров, туристических услуг, общественного питания, производства и изготовления продуктов питания, платных медицинских услуг и др.).  Данный формат работы очень востребован, семинары проходят при полных залах с участием руководителей учреждений. В 2017 году проведено 10 «круглых столов» по вопросам соблюдения требований законодательства в различных  сферах деятельности (общепит, поставщики продуктов питания, водоподготовка и подача воды, гостиничные услуги и пр.). 

В помощь бизнес-сообществу на сайте Управления создан регулярно обновляемый раздел «Для предпринимателей». Работа в данном направлении значительно расширена – на сайте дополнительно сформирован модуль «Грамотный предприниматель»,  посредством которого предоставлена возможностью получить в течение 3-5 рабочих дней консультацию, направив вопрос через данный  модуль.

Повышение эффективности информационной открытости, снижение административных барьеров для развития бизнеса остается одной из приоритетных задач Управления. Открытый и конструктивный взаимный диалог важен не только для улучшения делового климата и развития бизнеса в регионе, но и для обеспечения соблюдения законных прав граждан. Профилактическая разъяснительная работа с бизнес-сообществом будет продолжена.