О судебной защите прав потребителей в 2016 году

Одним из основных показателей, характеризующих результативность деятельности Управления Роспотребнадзора по Калининградской области по направлению «Защита прав потребителей», является  увеличение реализации гражданско-правовых  механизмов при судебной защите. 

Намеченные на 2016 год задачи  в части  реализации полномочий  по судебной защите потребителей, а также превентивной работе с предпринимателями, результатом которой является возможность восстановления нарушенных прав потребителей в досудебном порядке, в целом,  достигнуты. 

Продолжилось наращивание правоприменительной практики, связанной с защитой прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Подача таких исков в суд была направлена на прекращение противоправных действий исполнителей по оказанию коммунальных услуг ненадлежащего качества, продавцов при осуществлении розничной торговли табачной продукции без соблюдения ограничений, предусмотренных законом,  а также реализации товаров в отсутствие  обязательной и достоверной  информации для потребителей.

Все 27 исковых заявления, направленные  Управлением в защиту неопределенного круга потребителей, удовлетворены судом в полном объеме.

В отличие от защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющего жестко регламентированные законом рамки, защита прав конкретных граждан  позволяет апеллировать к любому способу защиты прав потребителей, предусмотренному  законодательством.

Из 22 поданных заявлений в защиту прав  конкретных потребителей  15 заявлений подано в защиту потребительских прав социально-уязвимых слоев населения (несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов). Все заявления были удовлетворены судом в полном объеме.

Одним из примеров такой работы является иск в защиту прав обратившегося потребителя, являющегося инвалидом 2 группы,  к ООО «Пиф жилье». Потребитель неоднократно обращался к данной организации с требованием замены некачественных оконных конструкций в приобретенной им квартире. Поскольку продавец все претензии игнорировал, потребитель обратился в Управление с просьбой защитить его права в судебном порядке. В ходе судебного заседания вина хозяйствующего субъекта была установлена, в связи с чем, помимо основного требования о  взыскании денежных средств на устранение недостатков, с юридического лица был взыскан штраф за отказ в удовлетворении требований в добровольном  порядке,  неустойка и моральный вред. Всего было удовлетворено требований потребителя на  общую сумму550 000 рублей.

Всего по вынесенным в 2016 году  судебным решениям требования потребителей удовлетворены на общую сумму около 1 400 000 рублей. 

Из анализа работы по судебной защите прав усматривается, что участие Управления для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей более эффективно с точки зрения защиты имущественных интересов граждан в судах.

Всего Управлением подготовлено  122 заключения,  по 82 гражданским делам, рассмотренных  судами, вынесено 75 решений   в пользу потребителей на  общую сумму около 1,7 млн. рублей.

Структура заключений по гражданским делам свидетельствует, что большая часть традиционно приходится на сферу купли-продажи непродовольственных товаров (48%).

Наряду с реализацией гражданско-правовых механизмов при судебной защите, Управление  проводит  превентивную  работу среди юридических лиц и ИП в части возможности урегулирования спора с потребителями в досудебном порядке. В 168 случаях  именно при участии Управления гражданам удалось избежать судебных разбирательств, и их требования были удовлетворены  в досудебном порядке на  сумму около 1 800 000 рублей.

Итогом работы Управления по судебной защите и превентивным мерам явилось удовлетворение  имущественных требований потребителей на общую сумму около 5 млн. рублей.