Об итогах «горячей линии» по защите прав потребителей услуг такси

Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области проведено консультирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей услуг такси по телефонам «горячих линий».

За указанный период  Управлением и Консультационным центром для потребителей ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии Калининградской области» проконсультировано 9 граждан по следующим вопросам:

1. Должен ли потребитель оплачивать услуги такси, если в пункт назначения проезд осуществлен  дальней дорогой?

В данном случае законодательством определено:  Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется исполнителем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

2. Как и кем устанавливается плата за услуги такси?

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого потребителем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению заказа. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра.

3. Какая информация для потребителей должна находится в салоне автомобиля?

В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая сведения о наименовании организации - перевозчика; об условиях оплаты за пользование легковым такси; о наименовании, адресе и контактном телефоне органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также визитная карточка водителя с фотографией.

4. Должен ли выдаваться чек после поездки в такси?

При выполнении услуги пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных перевозчиком тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.

5. Какую информацию должен сообщать диспетчер такси при приеме заказа?

Законодательством определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси сообщает пассажиру местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

6. Ответственность исполнителя услуги в случае задержки такси.

Права пассажира при задержке такси регулируются законом "О защите прав потребителей". Заказчик вправе потребовать от исполнителя услуг:

-  неустойку  за нарушения срока оказания услуги (Согласно пункту 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» неустойка рассчитывается  за каждый час просрочки в размере 3% стоимости услуги. При этом максимальный размер неустойки не может превысить общей стоимости услуги). 

-  возмещение убытков, причиненных просрочкой оказания услуги;

-  компенсация морального вреда. 

Исполнитель освобождается от ответственности, если автомобиль прибыл с опозданием «из-за временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ» (статья 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта)

7. Какие правила провозки багажа в такси установлены законодательством?

 В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (пункт 112 Правил перевозок). Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения (пункт 113 Правил).  В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей, загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров (пункт 114 Правил).  Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (пункт 114 Правил).

Обратившимся потребителям даны ответы по всем заданным вопросам с одновременным  разъяснением законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также предложено, в случае нарушения их прав, обращаться в Управление и Консультативный центр с целью принятия мер по компетенции, оказания помощи в составлении претензий, исковых заявлений.