Основные виды нарушений в сфере предоставления коммунальных услуг, с которыми чаще всего сталкиваются потребители

Как показывает анализ обращений граждан в центр информирования и консультирования граждан, одной из актуальных проблем в сфере защиты прав потребителей, является некачественное оказание гражданам жилищно-коммунальных услуг.
Предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам в первую очередь регулируется Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также специальными нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
В основе наиболее частых претензий потребителей лежит:
- несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений;
- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей;
- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан.
Рассмотрим каждый вид нарушений и пути их реализации в защиту прав потребителя.
Несоблюдение требований к оформлению договорных отношений, которое очень часто встречается еще на стадии заключения договора с потребителем, может выражаться в отказе заключить с потребителем договор по тем или иным причинам. Зачастую договор заключается с нарушением требований законодательства. Подобные прецеденты часто встречаются при заключении договоров с управляющими организациями, которые могут пытаться ограничить круг предоставляемых потребителям коммунальных услуг, а также подменить указание законодательства об обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги на обязанность "обеспечить предоставление", "содействовать" и т.д.
Еще одним видом нарушений, встречающихся при заключении договоров об оказании коммунальных услуг гражданам-потребителям, является включение в договор условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с положениями, установленными нормами законодательства (в частности, о порядке и сроках ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, последствиях допущенных потребителями нарушений и т.д.), а также понуждение к заключению дополнительных договоров, якобы необходимых для получения определенных коммунальных ресурсов. В качестве примера можно привести случай, когда управляющая компания предлагает установку дополнительного оборудования по очистке воды за счет проживающих граждан.
Достаточно часто споры возникают в связи с ненадлежащим качеством предоставленных коммунальных услуг, необоснованными перерывами в подаче коммунальных ресурсов, а также необоснованным ограничением или приостановлением оказания услуги. Допустимые периоды перерывов предоставления коммунальных ресурсов установлены в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Условия и порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг установлены разд. XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354. Нарушение данных положений может повлечь предъявление требований о возобновлении подачи коммунального ресурса, а также применение мер гражданской и административной ответственности. Необоснованные перерывы в подаче коммунальных ресурсов, а также приостановление или ограничение их предоставления обычно касаются интересов не одного, а всех потребителей, проживающих в многоквартирном доме или на определенной территории. Поэтому в суд могут предъявляться иски в защиту неопределенного круга потребителей.
Еще одной распространенной группой нарушений прав потребителей при оказании коммунальных услуг является несоблюдение установленного порядка начисления платежей за коммунальные услуги. Данные нарушения могут выражаться в неправильном расчете размера платежей, неправомерных периодических перерасчетах, а также в неосуществлении перерасчетов платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении. Наиболее часто споры возникают из-за отказа в осуществлении перерасчета или неправильного исчисления подлежащих уплате платежей. Так отдельной категории граждан, имеющих право на социальную поддержку в виде 50% скидки по оплате за жилье и коммунальные услуги, предусмотренные федеральными законами, возлагается обязанность по 100 % оплате платежей за коммунальные услуги.
В случае выявления одного из вышеперечисленных нарушений необходимо обратиться к исполнителю услуг в письменном виде, с требованием устранить выявленное нарушение, а также обратиться в Государственную жилищную инспекцию Калининградской области, прокуратуру с целью привлечения исполнителя к административной ответственности.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов СПС «Консультант Плюс»