Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 15 февраля 2018 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Калининградской области | Управление Роспотребнадзора по Калининградской области

Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 15 февраля 2018 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Калининградской области

  1. Вопрос: Какой предусмотрен порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющейся основанием для проведения проверки? Какие действия будут предприняты вашим ведомством при установлении анонимности или недостоверности обращения?

Ответ: Анонимные обращения основанием для проведения проверки не являются. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 ст. 10 Федерльного закона  №294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Частью 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращение и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно- коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

В случае если должностные лица установят анонимность или недостоверность обращения, то по решению руководителя, заместителя руководителя Управления предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении. Кроме того, орган государственного контроля (надзора), вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

  1. Вопрос: Является ли предметом проверки наличие медицинских книжек для работников торговых предприятий, напрямую не контактирующих с пищевой продукцией (например, для бухгалтеров, экономистов, водителей и пр.)?

Ответ: Проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрено для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией.

  1. Вопрос: Имеются ли какие-то критерии, позволяющие заменить меру административной ответственности в виде штрафа на предупреждение в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также руководителей, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций?

Ответ: Федеральным законом №316-ФЗ от 3 июля 2016 года внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым административное наказание в виде административного штрафа, назначаемого правонарушителю, являющемуся субъектом малого или среднего предпринимательства может быть заменено на предупреждение даже в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено санкцией соответствующей статью раздела II КоАП. Порядок замены административного штрафа предупреждением установлен статьей 4.1.1.КоАП, при этом административный штраф подлежит замене предупреждением при наличии одновременно следующих условий: - правонарушение выявлено в ходе осуществления контрольно-надзорного мероприятия (проверки) в отношении субъектов малого или среднего предпринимательства; - правонарушение совершено впервые; - совершенное правонарушение не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде или не создало угрозу нанесения такого вреда, а также не повлекло причинение имущественного ущерба; - состав правонарушения не соотносится с составами правонарушений, предусмотренных статьями 19.5, 19.6.19.33 КоАП; - за совершенное правонарушение санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП не предусмотрено наказание в виде предупреждения.

  1. Вопрос: Какая информация должна быть на этикетке новогоднего подарка, составленного из конфет разных производителей? Когда перечисляются конфеты нужно указывать их количество в подарке и вес каждой конфеты? Какие знаки должны быть на этикетке? Внутри подарка должен быть вкладыш? Если да, то какая информация на нем должна быть? Достаточно ли при проверках предоставленного реестра и копий, заверенных печатями или необходимы декларации о соответствии?

Ответ: Основные требования к маркировке упакованной пищевой продукции, в том числе новогодних подарков регламентированы Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», а именно: статьей 4 (части 4.1, 4.3-4.12). В соответствии с п.п. 3.3 п. 3 части 4.5 ст. 4 ТР ТС 022/2011, если упакованная пищевая продукция состоит из нескольких потребительских упаковок с продукцией разных видов и наименований и (или) отдельных изделий различных наименований, то на групповой упаковке упакованной пищевой продукции указывают наименование и количество продукции каждой потребительской упаковки и (или) наименование, количество штук либо массу каждого изделия.

Согласно п. 5 части 4.8 ст. 4 ТР ТС 022/2011, продукты, упакованные не в месте их изготовления, должны содержать информацию о наименование и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, а также о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 2. части 4.12 ст. 4 ТР ТС 022/2011 сведения о наименовании пищевой продукции, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, компонентах, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено.

В соответствии с п. 3. части 4.12 ст. 4 ТР ТС 022/2011 на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице, допускается наносить сведения (в случае, если нижеперечисленная информация не нанесена на потребительскую упаковку и (или) на этикетку): о составе, количестве продукции, наименовании и месте нахождения изготовителя, рекомендациях по использованию, пищевой ценности, наличии ГМО, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Подтверждение соответствия пищевой продукции (включая кондитерские изделия) и упаковки требованиям технических регламента Таможенного союза  носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия.

Товарно-сопроводительная документация на пищевую продукцию, должна содержать по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Добровольное подтверждение соответствия на условиях договора между заявителем и органом по сертификации с оформлением сертификата соответствия на пищевую продукцию осуществляется только по инициативе заявителя.

  1. Вопрос: Что может послужить причиной проведения внеплановой проверки?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановые проверки проводятся на основании:

- истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- поступления в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

- мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

- приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

- требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

  1. Вопрос: Каким образом осуществляется контроль хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей?
  • В условиях не проведения в 2018 году соответствующих плановых проверок при реализации функций, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей,  государственный надзор в соответствующей сфере осуществляется  в ходе проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (при рассмотрении обращений граждан, поступлении информации из СМИ, на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования прокурора).
  1. Вопрос: Каким образом осуществляется контроль хозяйствующих субъектов в сфере требований ст.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»? Курение в отделениях АО "Сбербанк" разрешается? 

Ответ: Надзор за соблюдением требований Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" осуществляется в ходе плановых/внеплановых контрольно-надзорных мероприятий. В соответствии ч.5 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздрава России от 12.05.2014 №214н утверждены требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, согласно которым знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования. Таким образом, курение на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, за исключением специально выделенных и оборудованных мест для курения табака запрещено.

  1. Вопрос: Почему представители Роспотребнадзора указывают, что они уполномочены осуществлять надзорную деятельность, в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, исключительно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хотя ответственность за правонарушения, предусмотренные ст.6.3-6.7 КобАП РФ, которые уполномочены составлять представители Роспотребнадзора, предусматривают административную ответственность для физических лиц?

Ответ: Контрольно-надзорная деятельность Управления регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и предусмотрена в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. При выявлении в ходе проверки индивидуального предпринимателя или юридического лица правонарушения, совершенного их работником (сотрудником), то в данном случае эти физические лица привлекаются к административной ответственности как граждане.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

  1. Вопрос: Материалы, фиксирующие административные правонарушения, относящиеся к компетенции органов Роспотребнадзора, и направляемые для рассмотрения в качестве доказательства не рассматриваются, меры воздействия в отношении нарушителей не принимаются с формулировкой -"на момент проверки нарушения не выявлены". Что вы можете пояснить по данному поводу?

Ответ: В соответствии со 26.2 КоАП РФ фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, т.е. доказательства, должны быть получены в процессуальном порядке, установленном законодательством. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ)

Доказательства, положенные в основу привлечения лица к административной ответственности, должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ) (постановление пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5). Приложенные к обращениям материалы (фото-, видеоматериалы, копии документированных сведений и т. п.) не являются допустимыми доказательствами совершения административного правонарушения. Такие материалы собраны и представлены вне процессуально, заинтересованным лицом, поэтому они являются приложением к  обращению и рассматриваются (оцениваются) в том же порядке, что и соответствующее обращение.

  1.  Вопрос: Порядок проведения прививок против кори? Требования к прививкам от кори взрослого населения?

Ответ: В соответствии с  требованиями ст.9,10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» Приказом МЗ РФ от 21.03.2014 г. № 125н (с изменениями от 16 июня 2016 г., 13 апреля 2017 г.)  утвержден «Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В рамках Национального календаря профилактических прививок  иммунизации  против кори подлежат  дети в возрасте 12 месяцев (вакцинация),  6 лет (ревакцинация); а  дети от 1 года до 18 лет включительно и взрослые в возрасте до 35 лет включительно, взрослые от 36 до 55 лет (включительно), относящиеся к группам риска (работники медицинских и образовательных организаций, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом и сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), иммунизируются двукратно с интервалом  не менее 3 месяцев.

Все лица, которым должны проводиться профилактические прививки, предварительно подвергаются медицинскому осмотру врачом (в сельской местности - фельдшером). Перед иммунизацией врач (фельдшер) должен тщательно собрать анамнез у пациента с целью выявления предшествующих заболеваний, в том числе хронических, наличия реакций или осложнений на предыдущее введение препарата, аллергических реакций на лекарственные препараты, продукты, выявить индивидуальные особенности организма (недоношенность, родовая травма, судороги). Уточнить, имеются ли контакты с инфекционными больными, а также сроки предшествующих прививок, для женщин - наличие беременности. Непосредственно перед проведением профилактической прививки должна быть проведена термометрия.

Результаты осмотра пациента, термометрии, проведенных лабораторных и инструментальных исследований, особенности прививочного анамнеза, а также разрешение на введение конкретной вакцины с указанием вида прививки или отвод от иммунизации по медицинским показаниям должны быть зафиксированы врачом (фельдшером) в соответствующих учетных медицинских документах.

  1.  Вопрос: Определена максимальная стоимость гостиничного обслуживания в тех городах, где будут проводиться спортивные соревнования Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.  В какое время должны действовать эти ограничения стоимости проживания?

Ответ: Период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. начинается за месяц до даты первого матча соревнований и заканчивается через месяц после даты проведения последнего матча соревнований. Поскольку матч открытия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года пройдет 14 июня 2018 года, а финальный матч 15 июля 2018 года, то вышеназванное означает, что соответственно в период с 14 мая по 15 августа 2018 года фактическая стоимость проживания в гостиницах или иных средствах размещения в зависимости от присвоенной категории не может превышать ту предельную стоимость, которая установлена Правительством Российской Федерации.

Основанием для привлечения к административной ответственности будут являться не только факты нарушения установленного порядка ценообразования, выявленные в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, но и факты завышения соответствующей максимально допустимой стоимости, связанные с бронированием, т.е. предварительным заказом мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем).

22 января 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека открыта Всероссийскую «горячую линию» по данному вопросу, которая будет функционировать вплоть до окончания проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.