Права потребителей услуг по технологическим присоединениям к электрическим сетям

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области (далее – Управление) с начала  2017 года поступило более 30 обращений граждан с жалобами  о нарушении сроков выполнения работ  по технологическому присоединению к электрическим сетям  АО «Янтарьэнерго».

Из анализа обращений следует, что граждане, произведя 100% оплату услуги технологического присоединения к электрическим сетям, ее не получают. АО «Янтарьэнерго» не исполняют  договорные обязательства, мотивируя отказы обстоятельствами, не зависящими от потребителей,  в том числе, отсутствием финансовых возможностей электросетевой компании.

В связи с  вступлением в силу 05.01.2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодательством не предусмотрен контроль за хозяйствующими субъектами,  занимающими доминирующее положение,   в части  нарушения антимонопольного законодательства в отношении физических лиц.  

Управление не осуществляет контроль и надзор за выполнением требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг»  и  иными  нормативно-правовыми актами в установленной сфере деятельности.  Меры административного влияния на АО «Янтарьэнерго», в этой связи, у Управления отсутствуют. Применительно к рассматриваемой области правоотношений правовая оценка может быть дана Управлением исключительно в рамках гражданского процесса, в соответствии со  ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей». 

При рассмотрении обращений по данному вопросу  потребителям, в соответствии с компетенцией, Управление  разъясняет законодательство в сфере защиты прав потребителей, а также право граждан на обращение в судебные органы.

Последствия оказания исполнителем услуги в нарушении срока, предусмотренного договором, а также сроки устранения  удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со ст.ст. 27,28, 30 и 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы  в срок, установленный договором о выполнении работ.

Согласно п. 1. ст. 28 Закона, если исполнитель нарушил сроки выполнения работ (оказания услуги) – сроки начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

-назначить исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

-потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

-отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуги).

Также потребители в данном случае  вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных  в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

Согласно п. 5. ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работ (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Применительно к сфере защиты прав потребителей, как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом (п. 1 ст. 11 ГК РФ) и лишь в случаях, установленных законом, – в административном порядке (п. 2 ст. 11 ГК РФ). Аналогичные положения закреплены п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В данном  случае, правовая оценка спорным правоотношениям между гражданами  и исполнителем услуги может быть дана Управлением исключительно в рамках соответствующего гражданского процесса.

Процессуальные возможности участия Управления в судебной защите прав потребителей установлены взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 ГПК РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей, в соответствии с которыми Управление до принятия решения судом первой инстанции может  вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, в нем участвующих, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.