Законно ли включают «чаевые» в счет заказа?

Законно ли включают «чаевые» в счет заказа?

В сфере потребительских услуг (гостиничные услуги, такси, услуги общественного питания и др.) нередко используются чаевые, которые являются средством материального поощрения и стимулирования работников организаций, которые оказывают данные услуги. Чаевые не являются платой за услуги, а представляют собой надбавку к ней, которую клиент добровольно уплачивает обслужившим его работникам, если он остался доволен их работой.

Бывают случаи, когда приносят счет с уже включенной суммой чаевых, правомерно ли это?

Чаевые не являются частью цены даже при включении их в счёт отдельной строкой, указывающей на возможность (по желанию клиента) оплаты чаевых, размер которых определяется как процент от стоимости обслуживания. Такая сумма не является по своему существу платой за товар или оказанные услуги, а может расцениваться лишь как премиальные, предназначенные лично официанту.

Уплата чаевых не может рассматриваться в качестве обычая делового оборота, сложившегося и широко применяемого в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе п.1 ст.5 Гражданского кодекса Российской Федерации(далее ГК РФ), поскольку уплата чаевых представляет собой право, а не обязанность клиента, что исключает их рассмотрение в качестве обязательного к применению правила. За предоставляемую услугу общественного питания клиент уплачивает вознаграждение организации, которая оказала ему эту услугу. Уплачиваемые клиентом чаевые работникам данной организации представляют собой имущество (денежные средства), отчуждаемое в их собственность безвозмездно, т.е. без всякого встречного предоставления с их стороны. Выполнение работниками своих трудовых обязанностей не может рассматриваться в качестве встречного предоставления за чаевые, поскольку при выполнении своих обязанностей они действуют в рамках трудовых отношений с работодателем, от которого получают плату за свой труд. Безвозмездная передача денег клиентами работникам организации в виде чаевых отвечает признакам договора дарения, закреплённым в п.1 ст.572 ГК РФ. Такая сделка совершается в устной форме, поскольку законом для неё не предусмотрена обязательная письменная форма ст.574 ГК РФ и моменты её совершения и исполнения совпадают п.2 ст.161 ГК РФ. То обстоятельство, что клиенты дарят деньги не просто так, а за хорошее обслуживание, само по себе не свидетельствует о возмездности данных отношений. Согласно п.24Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ», наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги, однако он не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 О защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они возмещаются изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объёме. Например: Гражданин М. в кафе сделал заказ. При предоставлении счета обнаружил, что в счет включена благодарность официанту в виде чаевых. Во-первых у потребителя ущемлены права и во-вторых возникают убытки. Следовательно, включение дополнительной цены в счёт за обслуживание не соответствует природе чаевых, а является неосновательно требуемой с потребителя денежной суммой. В данном случае потребитель самостоятельно решает либо не оплачивая счет обратиться к руководителю за разъяснениями, либо оплатить счет, а потом предъявить письменную претензию руководителю предприятия общественного питания.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан по материалам сайта http://www.torglocman.com