Защита прав потребителей: итоги работы Управления в 2020 году

В Управление Роспотребнадзора по Калининградской области в 2020 году поступило   2878 письменных обращений, касающихся вопросов защиты прав потребителей.

Вопросы по 669 обращениям не относились к полномочиям Управления и были в установленные законодательством сроки перенаправлены по компетенции на рассмотрение в иные службы.

По 634 обращениям (22%) проведена соответствующая превентивная работа, в результате чего хозяйствующими субъектами требования потребителей удовлетворены в досудебном порядке на общую сумму около 3 млн. рублей.

При реализации полномочий по защите в судебных органах нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей, специалисты Управления подготовили в суд 143   заключения по делам в защиту прав потребителей.

Структура заключений в абсолютном выражении по различным сферам потребительских правоотношений представлена следующим образом:

  • туристские услуги;
  • деятельность на финансовом рынке;
  • долевое строительство;
  • медицинские, бытовые услуги;
  • розничная торговля, в том числе, дистанционным способом и по образцам;
  • услуги связи, транспортные услуги.

Из рассмотренных 85   гражданских дел, судами вынесено 72   решений в пользу потребителей на сумму более 1,5 млн.  рублей.

При реализации полномочий по защите в судебных органах нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей Управлением подано 34 заявления в суд с целью защиты отдельных потребителей и в защиту прав неопределенного круга потребителей. Из 24 рассмотренных исков вынесены решения, в соответствии с которыми предъявленные требования удовлетворены на общую сумму около 1,5 млн. рублей. 

В 1416 случаях спор между потребителями и хозяйствующими субъектами носил имущественный характер, в связи с чем Управлением разъяснены положения законодательства в сфере защиты прав потребителей и порядок обращения в судебные органы.

В первом квартале 2020 года Управлением по вопросам защиты прав потребителей проведено 4 контрольных закупки (обман потребителя при дистанционной продаже пищевой продукции; нарушение правил продажи; не доведение до потребителя информации на русском языке; включение в договор купли-продажи условия, ущемляющего права потребителя, оборот табачной продукции с нарушением требований к маркировке). Нарушения выявлены во всех случаях. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составлены протоколы по ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, ст. 14.15 КоАП РФ, ч 1 ст. 14.7 КоАП РФ, ч 4 ст. 15.12 КоАП РФ.

По итогам завершенных 68 проверок, административных расследований и контрольных закупок, а также в рамках рассмотрения обращений граждан и материалов проверок иных органов возбуждено 100 дел об административных правонарушениях по вопросам в сфере защиты прав потребителей. В отношении 27 хозяйствующих субъектов проведена предварительная проверка, в адрес 52 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесены предостережения.

В 2020 году Управление совместно с иными органами и структурами участвовало в мониторинге объектов, реализующих товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации (более 150 объектов торговли).  В 15 случаях были выявлены нарушения (реализация обуви и табачных изделий), в связи с чем, хозяйствующие субъекты привлечены к административной ответственности.

Совместно с УМВД России по Калининградской области, прокуратурой Калининградской области и Правительством Калининградской области Управление во  исполнение поручений Роспотребнадзора «Об усилении контроля (надзора) за никотинсодержащей продукцией»  приняло участие в проведении 429 проверочных мероприятиях (рейды и проверки).

За реализацию нетабачной никотинсодержащей продукции без деклараций 13 хозяйствующих субъектов привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с конфискацией предметов правонарушениия. Изъято из оборота 368 единиц (22 партии) товара (российского производства 279, импортного - 89), с юридических лиц и ИП взысканы штрафы на сумму 720 тысяч рублей.

По вопросам информирования и консультирования потребителей в 2020 Управлением проведена следующая работа:

  • 198  консультаций по горячей линии;
  • 58 потребителей проконсультированы в рамках личного приема;
  • подготовлено 108  проектов претензий и исковых заявлений.

В целях информирования граждан об их правах на сайте Управления размещены  пресс-релизы и памятки  для потребителей по различным вопросам в сфере защиты прав потребителей. В местных  печатных СМИ размещено 11 публикаций. В региональных телевизионных и радио СМИ дано 3 интервью по вопросам защиты прав потребителей.  Среди населения через МФЦ и муниципальные образования распространено 150 памяток и буклетов, разработанных Управлением.

 

 

Дата: 
12.02.2021

Категория документа: