COVID-19: Продавцы имеют право отказать в обслуживании покупателю без маски

В Управление Роспотребнадзора по Калининградской области поступают обращения с жалобами на действия продавцов, отказывающих в обслуживании гражданам без масок.  Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты таких отказов.

Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134 (в редакции от 30.09.2020 №711, п.6) введен «масочный режим» - запрет на нахождение граждан без средств индивидуальной защиты (лицевых масок) в торговых организациях, рынках, общественном транспорте, объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, станциях), отделениях многофункциональных центров, почтовых отделениях, отделениях банков, медицинских организациях (при ожидании приема) и иных помещениях по оказанию услуг населению. 

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации обеспечивают введение ограничительных мероприятий  исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

  • В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации устанавливаются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» субъект Российской Федерации наделен полномочиями вводить и отменять на территории субъекта ограничительные мероприятия (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей.
  • В соответствии с   Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316  «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (подпункт «б» пункта 1).

В силу вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации постановление Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134   принято уполномоченным лицом в установленном порядке, является законным, обязательным для исполнения на территории Калининградской области.

Введение рассматриваемой противоэпидемической меры не противоречит законодательству о защите прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает в качестве основных прав потребителей – право на качество и безопасность товаров, работ, услуг и условий их предоставления. «Масочный режим», наряду с иными ограничительными мероприятиями, введенными в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, призван обеспечить эти основные потребительские права, защитить жизнь и здоровье людей при посещении магазинов.

Статья 426 Гражданского кодекса РФ, давая определение публичного договора, каким является договор розничной купли-продажи, устанавливает, что данный договор заключается с каждым обратившимся потребителем на равных условиях. Соблюдение требования о ношении маски при посещении магазина  – это условие, одинаковое для всех потребителей.

В силу изложенного, действия работников хозяйствующих субъектов, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям без масок в доступе к приобретению товаров (работ, услуг) не являются действиями, ущемляющими (нарушающими) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора.

При этом граждане, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата: 
05.10.2020