Об основных нарушениях прав потребителей услуг в сфере ЖКХ, анализ обращений граждан

Несмотря на то, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей не подразумевает проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обращения потребителей по данным вопросам поступают в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области.

По анализу обращений наиболее часто потребители жалуются на несоблюдение исполнителями  жилищно-коммунальных требований к:

1. Проведению  общих собраний и участие в принятии решений собственниками помещений многоквартирного дома.

Граждане отмечают, что договоры управления предусматривают  инициатором собрания исполнителей услуг: УК, ТСЖ. Данное условие противоречит ст. 45 Жилищного кодекса РФ поскольку  инициатором проведения внеочередного общего собрания может быть лишь один из собственников помещений в многоквартирном доме; порядок проведения годовых (ежегодных) общих собраний устанавливается собственниками.
Также нарушением является вынесение на повестку дня и принятие решений по вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания согласно Жилищному кодексу РФ. Например,  «утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, перераспределение (направление на иные цели) платы за коммунальные услуги».

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, никакой «экономии по коммунальным услугам» быть не может, т.к. плата за коммунальные услуги должна начисляться по формулам, исключающим возможность возникновения прибылей или убытков, а также должна автоматически корректироваться по факту потребления коммунальных услуг в доме. Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не имеет полномочий устанавливать норматив потребления тепловой энергии на отопление, а также каким-либо образом перераспределять средства, поступающие в виде платы потребителей за коммунальные услуги.
2. Начислению платежей за жилищно-коммунальные услуги
Нередко собственники жилых помещений многоквартирных домов жалуются на отсутствие решения собственников о размере платы за содержание и ремонт жилья, применение без решения собственников тарифов, отсутствие структуры платы за содержание и ремонт жилья, что предусмотрено жилищным законодательством;  нарушения порядка начисления платы за коммунальные услуги (холодная и горячая вода, водоотведение, отопление, газ, электроэнергия), в т.ч. в части периодических перерасчётов, неосуществление перерасчётов платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении.

Плата за коммунальные услуги должна начисляться строго в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг по утверждённым формулам расчёта. В установленных Правилами случаях  должны производиться периодические перерасчёты. Правилами также установлены требования к качеству коммунальных услуг и порядок установления фактов нарушения их предоставления с целью осуществления перерасчётов.
3. Неисполнению обязательных законов, нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ. Помимо Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил предоставления коммунальных услуг, существуют и другие обязательные для исполнения нормативные акты в ЖКХ. К ним относятся Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые  являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, являющийся обязательным для исполнения.

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области напоминает, что в соответствии со статьей 20 ЖК РФ, органы государственного жилищного надзора осуществляют проверки, предметом которых среди прочего являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, т.е. тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями  39, 156 и 157 ЖК РФ, а именно, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491,  Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354.

Применительно к сфере защиты прав потребителей, как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.  Аналогичные положения закреплены п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Процессуальные возможности участия Управления в судебной защите прав потребителей установлены взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 ГПК РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей, в соответствии с которыми Управление до принятия решения судом первой инстанции может вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, в нем участвующих, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.