Ответственность за ненадлежащую рекламу

Ответственность за ненадлежащую рекламу

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области обращает внимание потребителей на следующее.

Наиболее частым случаем нарушения права потребителей на информацию является ненадлежащая реклама определенных товаров (работ, услуг).

Однако, определяя порядок и способы защиты интересов потребителей в случае причинения вреда в результате ненадлежащей рекламы, следует обратить внимание, что Закон О рекламе никаких особенностей гражданско-правовой защиты интересов потребителей не устанавливает.

Согласно ст. 38 Закона О рекламе нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Таким образом, для определения возможных способов защиты прав потребителей, пострадавших от недостоверной и недобросовестной рекламы, используются общие положения гражданского законодательства об ответственности за причинение вреда, недействительности сделок и т.д. При этом, когда речь идет о гражданине-потребителе, учету подлежат особенности, установленные законодательством о защите прав потребителей, в частности возможность предъявления требований о возмещении морального вреда при причинении имущественного ущерба (ст. 15 Закона О защите прав потребителей).

Применение гражданско-правовых способов защиты прав потребителей зависит от характера нарушения и последствий неправомерного поведения рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя). К примеру, если в результате недостоверной рекламы у гражданина сложилось неверное представление о приобретаемом товаре, можно требовать признания сделки недействительной на основании ст. ст. 178, 179 ГК РФ.

При решении вопроса о возмещении вреда, причиненного потребителю ненадлежащей рекламой, следует учитывать, что реклама не всегда служит офертой, а часто направлена лишь на привлечение внимания к определенному товару. Если лицо, приобретшее товар, ссылается на наличие заблуждения, возникшего в результате неполноты рекламной информации, должно учитываться, предоставлялась ли необходимая информация при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги), т.е. соблюдались ли продавцом (исполнителем) требования ст. ст. 8 - 11 Закона О защите прав потребителей. Если соответствующая информация не была предоставлена потребителю в доступной форме в момент заключения договора, непосредственной причиной нарушения прав потребителя следует считать не рекламное сообщение, а несоблюдение требований Закона О защите прав потребителей о предоставлении информации. Ответственность в рассматриваемом случае будет определяться ст. 12 Закона О защите прав потребителей.