Защита прав потребителей: что является основанием для проведения Управлением проверки?

В Управление Роспотребнадзора по Калининградской области поступают обращений от граждан и их представителей с требованием проведения проверки по фактам нарушения прав потребителей. Однако в отношении большинства обращений специалисты Управления не имеют законных полномочий для проведения проверок.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный Закон  № 294-ФЗ), предусматривает дополнительные условия, необходимые для принятия решения о проведении проверки, при выявлении фактов нарушения прав потребителей.

В соответствии с  п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)». Указанное означает, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) потребителю необходимо направить хозяйствующему субъекту - продавцу, исполнителю и т.д, - претензию.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, «для организации и проведения надзорных мероприятий оформляется распоряжение или приказ руководителя органа государственного контроля (надзора), в котором указывается наименование юридического лица (организационно-правовая форма) или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка, а также адрес его местонахождения». Это означает, что по обращениям потребителей, в которых не указан адрес местонахождения юридического лица либо индивидуального предпринимателя, проведение проверки не представляется возможным, поскольку осуществление оперативно-розыскной деятельности в функции Роспотребнадзора и его органов не входит.

Кроме того, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

При этом следует иметь в виду, что дополнительное требование о предварительном претензионном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, случаях причинения такого вреда,  (т.е. когда в обращении указывается на нарушение требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области напоминает:

Если у Вас есть необходимость обратиться в Управление с жалобой на действия юридического лица (индивидуального предпринимателя) с требованием проведения проверки, проконсультироваться по поводу составления обращений, претензий  можно по телефону: 57-24-03.

Дата: 
08.02.2021

Категория документа: