История
К началу апреля 1946 года на территории области советское население составляло около 54 тысяч человек, а к концу года за счет массового переселения оно увеличилось почти в 2 раза. К этому времени уже было зарегистрировано 5 тысяч новорожденных.
В первый послевоенный год организация профилактической и противоэпидемической работы осуществлялась областным отделом здравоохранения Временного управления по гражданским делам при Военном Совете особого Кенигсбергского военного округа, в штате которого имелось 2 инспектора-эпидемиолога. Эти специалисты физически не могли обеспечить даже минимальный объем оперативной противоэпидемической работы, не говоря о плановом полноценном санитарно-эпидемиологическом обслуживании прибывшего к этому времени населения. Необходимость создания в области санэпидслужбы стала реальной потребностью. Для выполнения этой задачи Минздравом РСФСР в мае 1946 года в область направляется опытный организатор здравоохранения Андреев Яков Федорович, который 8 июня 1946 года назначается на должность заместителя заведующего отделом здравоохранения Временного управления по гражданским делам, главного государственного санитарного инспектора области.
С этого времени начинается организация санэпидслужбы Калининградской области. В 1946 году были созданы первые 9 санэпидстанций, а в 1953 году в области их стало уже 23.
В июле 1946 года Минздравом РСФСР в распоряжение облздравотдела был направлен опытный врач-эпидемиолог Апехтин В. Н. в августе на работу в область прибыли врачи Вишневская А. И., Новикова С. Л., Кочкина Н. В., Воловик Н. Е. и другие.
Становление санэпидслужбы в разрушенной войной области проходило в исключительно трудных условиях. Пригодных помещений для размещения санэпидстанций, как и других учреждений здравоохранения, не было. Для областной санэпидстанции было выделено одно из зданий бывшего ветеринарного института, расположенного по улице Монетной, ныне подполковника Иванникова, д. 5. Здание сильно пострадало от войны: отсутствовала крыша, в окнах не было стёкол, не работало центральное отопление, вода подавалась только на первый этаж здания. Для обогрева помещений использовались временные печки - «буржуйки».
Материально-техническая база санэпидстанций была крайне слабой, не было аппаратуры, из транспорта - велосипеды, мотоциклы и лошади для выполнения оперативной санитарно-противоэпидемической работы; укомплектованность врачами и средними медицинскими работниками санэпидстанций составила около 60%.
На снимке: коллектив Государственной санитарно-эпидемической станции Неманского района с детьми, родившимися в Калининградской области, 1954 год.
В эти годы санитарно-эпидемиологическая обстановка в области была крайне сложной. В городах и сельских населённых пунктах для прибывающих людей из других регионов РСФСР катастрофически не хватало жилья, медицинских учреждений, отсутствовали бани, прачечные и другие коммунально-бытовые учреждения. В неудовлетворительном состоянии находились водопроводы и канализационные сооружения. Среди переселенцев и местного немецкого населения регистрировалась высокая заболеваемость дизентерией, брюшным и сыпным тифом, дифтерией, корью, коклюшем, скарлатиной, туляремией, малярией и другими инфекционными болезнями. Высокая заболеваемость малярией и туляремией потребовала создать специализированные учреждения. В конце 1947 года была открыта областная малярийная станция. Первым главным врачом стал Добжинский Г. В., а в последующем - Троепольская Е. М. и Куприянова И. В., много сделали в борьбе с малярией прибывшие в 1948 году молодые врачи Коган М. И. и Коган Л. И. В период с 1948 по1949 годы для борьбы с малярией в городах и районах области было дополнительно развернуто 11 противомалярийных станций.
1 октября 1949 года под руководством первого главного врача Горбуновой Р.М. начала работать противотуляремийная станция. Большую работу по организации противотуляремийных мероприятий проводили врачи Максимова Е.И., Белостоцкая Э.Н., Сушкевич Н.И. Грамотно проводимая лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа позволила уже в течение первых 3 лет их деятельности ликвидировать массовые заболевания людей малярией и туляремией, а за 5 лет снизить заболеваемость населения области малярией в 96,6 раза, туляремией - в 44,6 раза.
К концу 1954 года противомалярийные станции были реорганизованы в паразитологические отделения санэпидстанций, а противотуляремийная - в 1956 году реорганизована в отдел особо опасных инфекций областной санэпидстанции.
Последующий этап развития санэпидслужбы был связан с развернувшимся в области промышленным и жилищно-гражданским строительством. Контроль за соблюдением гигиенических нормативов при строительстве, охрана внешней среды, создание благоприятных условий труда и быта населения стали приобретать приоритетное направление. Этот этап в развитии санэпидслужбы области совпал с периодом объединения санитарных и противоэпидемических учреждений в единую цельную санитарно-эпидемиологическую службу, ставшую в последующем единой государственной организацией санитарно-эпидемиологического надзора. В нашей области этот период был полностью завершен в 1956 году.
Для выполнения поставленных задач санэпидемслужба области к этому времени уже располагала достаточной материально-технической базой: имелась необходимая медицинская аппаратура, лабораторное оборудование и инвентарь. Были организованы и работали санитарно-гигиенические лаборатории по гигиене труда, питанию и коммунальной гигиене. Для обеспечения оперативной санитарно-противоэпидемической работы в санэпидстанциях имелось 26 автомашин. За счет объединения государственных санинспекций и противоэпидемических учреждений общая штатная численность персонала санэпидстанций области увеличилась до 612 единиц (в 3,8 раза), в том числе врачебных должностей до 109 (в 1,6 раза) и средних медработников до 366 должностей (в 7,5 раза).
На снимке: планерка в СЭС Ленинградского района г. Калининграда. Слева - направо: Н.В. Годасюк, Т.П. Груничева, Р.В. Ткачева, 70-е годы.
В период 1957-1962 годов главные врачи городских и районных санэпидстанций, как руководители этих учреждений, получили полную самостоятельность в решении кадровых, материально-технических, хозяйственных и других вопросов, что положительно сказалось на деятельности санэпидучреждений области.
На снимке: Госсанэпидслужба, Черняховский район, 1984 год
1963-1990 годы стали наиболее стабильным периодом в деятельности санэпидслужбы области. В этот период службу удалось укрепить кадрами, улучшить материально-техническую базу и самое главное - повысить качество и эффективность санитарно-противоэпидемического обслуживания населения. Общая численность персонала санэпидстанций увеличилась более чем в 2 раза. Появились спецавтомобили-лаборатории: радиологическая, бактериологическая, «виброшум» и подвижные дезинфекционные камеры. Санэпидстанции были оснащены современным лабораторным оборудованием и приборами измерения, с помощью которых выполнено сотни тысяч сложных бактериологических, вирусологических, санитарно-гигиенических исследований и измерений.
Доведены до единичных случаев заболевания дифтерией, корью, сыпным тифом, бруцеллезом, столбняком. В 13,2 раза снижена заболеваемость коклюшем, в 10 раз - паратифами, в 2,4 раза - брюшным тифом, в 2,4 раза - скарлатиной, в 1,8 раза - вирусным гепатитом А, на 23,4% - суммой острых кишечных инфекций, на 11,4% - дизентерией. Достигнутые успехи положительно повлияли на уменьшение детской и общей смертности, на увеличение средней продолжительности жизни и улучшение других показателей здоровья населения области.
На снимке: 1985 год. Ветераны Великой Отечественной войны и Государственной санитарно-эпидемиологической службы (слева направо): Кормушкина А.П., Евстигнеева Т.Н., Васильев А.В., Коваль А.А., Алексеев А.А., Синько П.П., Меерсон П.М., Куприянов А.В., Синицина Л.Н., Соколов И.А.
В начале 90-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы. Впервые за все годы ее существования постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1035-1 был принятзакон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он стал первым законом в истории России, который установил законодательное регулирование в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определил и четко обозначил систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора как важнейшего инструмента влияния на здоровье населения и среду его обитания.
Этим законом служба была выведена из ведомственного подчинения Министерства здравоохранения, переведена на уровень вертикального централизованного управления во главе с Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора и финансированием из федерального бюджета.
Основное внимание в деятельности Госкомсанэпиднадзора России было сосредоточено на решении задач по стабилизации процессов, связанных с напряженной санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране, а также на реформе госсанэпидслужбы. В это время в области создается областной центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который получил статус учреждения республиканского подчинения. Ему были переданы все 18 санэпидстанций области и дезинфекционная станция г. Калининграда.
В связи со сложившимися геополитическими особенностями расположения области, возросшим пассажиропотоком и массовым завозом в область импортных продуктов питания и других промышленных и бытовых товаров, в 1994 году были открыты первые санитарно-карантинные пункты на международных автопереходах в городах Багратионовске, Мамоново, Советске, п. Чернышевское.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 г. № 1146 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» в центре Госсанэпиднадзора в области организуется отдел социально-гигиенического мониторинга.
Прошло около шести лет, и Государственный Комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора был преобразован в Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российской Федерации. Завершен второй этап централизации управления санэпидслужбы области - централизация финансирования санэпидучреждений. Были разработаны и приняты концепции дальнейшего развития санэпидслужбы и дездела, проводится реорганизация сети и структуры центров Госсанэпиднадзора. Значительно активизирована работа по разработке целевых программ и законотворческая деятельность. Специалистами санэпидслужбы совместно с учреждениями здравоохранения и другими заинтересованными ведомствами разработаны и утверждены администрацией области 5 целевых программ: «Программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности и развития государственной санитарно-эпидемиологической службы области на 1995-1997 годы», «Программа по охране территории Калининградской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1995-1997 годы», «Вакцинопрофилактика на 1995-2000 годы», две программы «О предупреждении распространения в Калининградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» на 1995-1996 годы и на 1997-1998 годы и на период до 2000 года.
Вместе с тем стремительные изменения в экономической и социальной сферах потребовали пересмотра ряда концептуальных положений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Для приведения действующего законодательства в соответствие со сложившейся в стране ситуацией, создания нормативной базы 30.03.1999 г. был принят Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Новый закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную внешнюю среду.
На снимке: делегаты X съезда гигиенистов и санитарных врачей, Москва, 2007 год.
Значимым достижением этого периода является законотворческая деятельность. По инициативе санэпидслужбы, впервые разработано и утверждено Калининградской областной Думой 4 важных закона: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Калининградской области», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека в Калининградской области», «О предупреждении распространения в Калининградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О радиационной безопасности населения Калининградской области».
Современная история санитарно-эпидемиологической службы Калининградской области связана с происходящей в стране административной реформой органов государственной исполнительной власти.
В результате реорганизации государственной санитарно-эпидемиологической службы 2004-2005 гг. была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор. Организация работы в новых условиях повлекла не только изменения структуры службы, необходимость решения масштабных задач, связанных с возложенными на службу новых функций, кадровые перестановки. Этот многотрудный процесс потребовал от специалистов службы слаженной работы, умения находить компромиссы и пути взаимодействия, отработки технологий деятельности в новых условиях.
Стратегическая задача административной реформы, проводимой в стране в соответствии с указом Президента России от 9 марта 2004 года, а именно - снижение административных барьеров в развитии предпринимательства и бизнеса, уменьшение количества и численности контролирующих организаций - применительно к субъекту Российской Федерации решалась созданием надзорного органа - Управления Роспотребнадзора с 7 территориальными отделами. Для обеспечения его деятельности создано Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с 7 филиалами.
Вновь созданному Управлению были переданы функции в сфере надзора на потребительском рынке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, а в сфере защиты прав потребителей - Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Специалистам Управления Роспотребнадзора присвоен статус государственных гражданских служащих.
В органах и учреждениях службы в настоящее время трудится более 400 квалифицированных специалистов, ряд из них имеют звание «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный работник здравоохранения», отличника санэпидслужбы. Правительственными наградами награждены 3, значками отличия здравоохранения - 17.
Под надзором специалистов Управления Роспотребнадзора находится свыше 8 тысяч объектов (коммунальных, детских и подростковых, пищевых, промышленных, транспортных средств водного, воздушного и железнодорожного транспорта). Работу по санитарной охране территории обеспечивают 37 сотрудников в 17 международных пунктах пропуска через государственную границу.
Результатом деятельности являются:
- оздоровление объектов и сокращение предприятий 3-й группы санитарно-эпидемиологического благополучия до 2,7%;
- улучшение качества воды, подаваемой населению, по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
- улучшение качества продовольственного сырья, пищевых продуктов;
- снижение уровня загрязнения почвы;
- увеличение охвата горячим питанием учащихся до 93,5%;
- оздоровление условий труда работающих на предприятиях области, повышение до 99% охвата медицинскими осмотрами работающих во вредных условиях труда, и многое другое.
Достигнуты положительные тенденции в снижении уровня инфекционной заболеваемости за счет поддержания высокого уровня иммунной структуры населения по группе управляемых инфекций, организации мероприятий по недопущению групповой и вспышечной заболеваемости, расширения объемов дератизационных, дезинсекционных, акарицидных мероприятий. Следует отметить большой вклад службы в работу по улучшение качества воды, подаваемой населению, за счёт реконструкции водозаборных сооружений, замены водопроводных сетей, ликвидации тупиковых участков, в результате чего была ликвидирована периодически регистрируемая вспышечная заболеваемость кишечными инфекциями с водным путём передачи в Гусевском, Черняховском районах, г.г. Калининграде, Немане.
Из 47 нозологических форм федерального государственного статистического наблюдения в области в последние годы не регистрируются особоопасные инфекционные заболевания: корь, полиомиелит, дифтерия, столбняк, сибирская язва, бруцеллез, бешенство, сыпной тиф, столбняк. Поддерживается высокий, более 98-процентный, охват профилактическими прививками детского и взрослого населения во всех декретированных возрастах.
Активно развивается эпиднадзор за вирусными гепатитами, внутрибольничными инфекциями, ВИЧ-инфекцией. Много лет проводится мониторинговое информационно-аналитическое наблюдение за инфекционной и паразитарной заболеваемостью. Постоянно совершенствуется микробиологический мониторинг, внедряются новые методы (ИФА, ПЦР). Данные эпиднадзора широко используются для разработки региональных и местных программ по обеспечению санэпидблагополучия населения. Принято участие в разработке и реализации 18 областных и 98 территориальных целевых программ.
Одним из важных мест в обеспечении санэпидблагополучия занимает гигиеническое обучение, воспитание и формирование здорового образа жизни населения на современном этапе, определенных Концепцией укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания. Ежегодно в области проходят подготовку десятки тысяч человек декретированных контингентов. Привитие гигиенических навыков населению невозможно без средств массовой информации, связь с которыми из года в год совершенствуется.
В целях обеспечения реализации Государственной концепции «Электронная Россия», информационной открытости и прозрачности деятельности, реализации прав граждан на доступ к соответствующей информации осуществлены мероприятия по повышению информационной грамотности государственных служащих, уровня технической оснащенности, совершенствованию использования информационных технологий. Должностные лица Управления обеспечены персональными компьютерами, отвечающими современными требованиями. 98% парка компьютерной и оргтехники обновлено. Расширена и усовершенствована территориально распределенная компьютерная сеть, в т.ч. с выходом в интернет, оснащенная сетевым хранилищем информации, антивирусным программным обеспечением, программами резервного копирования и восстановления информации. Создана виртуальная частная сеть (VPN). Для проведения видеоконференций приобретены и установлены в управлении и территориальных отделах WEB-камеры (с программой Skype). Разработан и функционирует официальный сайт Управления, обеспечена его постоянная поддержка в актуальном состоянии с целью наполнения информацией, отражающей основные результаты деятельности, а также для интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.
Продолжается работа по взаимодействию с институтами гражданского общества и общественными организациями. С 2008 года осуществляет свою работу Общественная приемная Управления. Кроме того, с целью оперативного консультирования потребителей и предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей в 2009 году начала работу «горячая линия».
На снимке: 2015 год, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и службы накануне Дня Победы.
Лабораторная база службы представлена бактериологической, паразитологической, санитарно-химической, токсикологической лабораториями и уникальными, единственными в области - радиологической, вирусологической лабораториями и лабораторией особоопасных инфекций. Все лабораторные подразделения центра аккредитованы, сертифицированы и располагают мощной материально-технической базой, позволяющей проводить исследования и инструментальные замеры на современном уровне. Ежегодно выполняется более 200 тысяч санитарно-химических, более 500 тысяч бактериологических, паразитологических и вирусологических исследований, внедряются более 50 новых методов анализа на все виды инфекций. В номенклатуре лабораторий около 1000 исследований.
Огромную роль в становлении и развитии санэпидслужбы области сыграли ее руководители, их опыт, мудрость и последовательность.
Андреев Яков Федорович - 1946-1949 г.г. и 1961-1963 г.г.
Сушкевич Николай Игнатьевич - 1949-1950 г.г.
Макаров Павел Федорович - 1950-1950 г.г.
Салова Галина Александровна - 1950-1959 г.г.
Мельникова Сара Ароновна - 1959-1961 г.г.
Ячменев Николай Иванович - 1963-1989 г.г.
Загорский Николай Николаевич - 1989-1999 г.г.
Груничева Татьяна Павловна - 1999-2014 г.г.
Постоянно развиваясь, сегодня санитарно-эпидемиологическая служба России, являясь самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, осуществляет на территории Калининградской области силами специалистов Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» не только федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, но и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, обеспечивая не только безопасность товаров (работ, услуг), но и их надлежащее качество.
Оценивая в целом историю развития санэпидслужбы области за 70 лет, следует подчеркнуть, что она прошла и продолжает сложный путь постоянного развития и совершенствования. И как бы ни называлась служба, какие бы изменения не происходили, всегда неизменным была и есть позиция - работать так, чтобы санитарно-эпидемиологическое благополучие населения было защищено.
На снимке: коллектив Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в День санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, 15 сентября 2016 года.